Маай: Тамура 8й дан об айкидо. Урок 4


Ма-ай очень важно в Будо. Оно определяет пространственные отношения между Вами и противником, положение, из которого легко атаковать или защищаться. Ма ай — не только дистанция. Это еще и движение сердец противников. Если я испытываю страх, пространство кажется мне слишком маленьким; если я уверен в себе — то слишком большим.
Идеограмма ма такова: дверь луны. Это луна, свет которой проходит в щель закрытых дверей. То есть, какая бы хорошая ни была бы охрана, всегда есть щелка, куда проскальзывает лунный свет. Почему сила в проскальзывании? Просто через эту щелку, какой бы ни была она маленькой, пространство раскрывается полностью.
Маай Тамура 8й дан об айкидо. Урок 4
Можно сказать, что Восточная цивилизация — это цивилизация, которая признает важность пустого пространства. На почетной стене в японских национальных домах есть токонома. В пространство этой встроенной ниши ставят букет и вешают какэмоно (свиток) — картину или иероглифическое изречение. Пустота — это источник всего, источник бесконечности. Это и пустота стакана, которая позволяет его наполнить; и пространственная протяженность пьесы, которая позволяет жить в ней героям… Пустота пространства необходима.
Ай из ма-ай — то же самое, что ай в Айкидо: есть смысл в создании единого, целого, гармоничного. Ма ай — пространство, которое одновременно рождает разум и сердце твое и другого, вовлекает Вас обоих в постоянное перемещение, ведущее к более безопасной позиции.
Я объяснил шисей, кокью, камае, ма-ай, которые являются принципиальными основами для повторения, раздумий, развития. Эти четыре термина не принадлежат только к области Будо, они имеют важное значение для всех искусств: кадо — искусство обращения с цветами, шодо — искусство каллиграфии, живопись, музыка, танцы, то, что лежит в основе изучения в обыденной жизни. Нужно проникнуться подобными МЫСЛЯМИ.